d149c1b3

Астрология — не наука

Когда возникли современные гороскопы? Можно ли думать астрологию наукой и всегда ли соображение на данный счет было целым? Чтобы ответить на эти вопросы, мы исследовали исследования по истории астрологии, побеседовали c Катериной Зорей — религиоведом из Института Седертерна в Швеции — и делимся с вами наиболее поразительными прецедентами.

Факт 1: Знаки зодиака — это просто некоторые из созвездий на звездах. Чтобы понять, откуда взялись виды 12 знаков зодиака, представьте себе, что кто-то провел непосредственную полосу от Земли к Солнцу и продолжил ее далее в космос, далеко за границы нашей Галактики. В какой-то момент данная черта «упрется» в скопления звезд, которые с Земли видимы в фигуре некоторых созвездий.

Сейчас представьте, что Земля движется по орбите. В ходе движения Земли черта, произведенная от нее через Солнце, также будет обращаться. На протяжении года она будет показывать на различные созвездия в различные месяцы. Как раз эти созвездия являются зодиакальными. Знак зодиака любого человека как правило устанавливается зависимо от того, на какой кусок неба, заделанный за тем или другим созвездием, в момент его рождения показывает придумываемая черта.

Видное сезонное движение Солнца по лазурной области (эклиптика, представлена ярко-красным), лазурный экватор (представлен бело-голубым) и зодиакальная зона. Скрещения эклиптики и лазурного экватора — точки равноденствий.

Тем не менее, здесь у астрологии есть собственные особенности. Все дело в том, что со времен Античности, когда были изобретены знаки зодиака, Земля поменяла собственное положение. Во всем повинна прецессия — так в астрономии называют неспешное вращение земной оси по циркулярному конусу.

Из-за прецессии небо «сместилось» по отношению к Земле и отличается от того, как его представляли старинные. Другими словами по традиционным представлениям в астрологии, можно появиться под одним знаком (другими словами созвездием), а с позиции современной астрономии придумываемая черта будет показывать на другое. Плюс созвездия не одинаковы по собственному габариту, следовательно, придумываемая черта может проходить их продолжительнее или, наоборот, стремительней, чем за 1 год.

Тем не менее, данную неприятность приняли решение еще старинные астрономы: поэтому они разделили круг эклиптики (круг с зодиакальными созвездиями) на 12 равновеликих элементов и стали фиксировать за зодиаком установленный участок неба, представленный в честь созвездия, а не его само. Одно соединение при этом вообще выяснилось выброшено: действительно знаков могло бы быть не 12, а 13. Поздней осенью придумываемая черта показывает на второе соединение — Змееносец. А его не принято приравнивать к зодиакальным.

Факт 2: Астрология зародилась 5 тысяч лет тому назад. Люди прошлого довольно часто направлялись к звездным телам в собственной повседневной жизни. Землепашцы наблюдали на небо, намечая посевы и сбор урожая, граждане Старинного Египта высчитывали начало года со времени, когда в небе возникал Звезда, или Песья Звезда. В Старинном КНР ворожили по затмениям и солнечным пятнышкам — казалось, что они предвещают будущее правителя.

Нельзя в точности сообщить, когда и у какого народа в первый раз возникла идея, что положение звезд должно устанавливать мероприятия на Земле. Можно в точности сообщить, что это было очень много тысячелетий назад, еще в дни, когда люди полагали, что Солнце и звезды движутся вокруг Земли, а Земля спокойна (так именуемая геоцентрическая система мира, которая с формированием науки поменялась на гелиоцентрическую).

Истоки современной восточной астрологии находятся в III тысячелетии нашей эры в культуре Древней Месопотамии. Зодиакальная система возникла где-то за два тысячелетия до Рождения Христова у древнейших вавилонян. Огромное воздействие на развитие астрологии проявили египетские верования, миксолидийская математика и разумность, и большие представления тех пор.

Классифицировал и укрепил данную норму Клавдий Птолемей в самом начале нашей эпохи — в произведениях «Тетрабиблос» и «Альмагест»

В Средние столетия на астрологию проявили огромное воздействие шиитские специалисты. Исламистский мир тогда стал центром развития наук, технического дела и искусств, и католические специалисты зачастую обучались у правоверных и для этого даже изучали аравийский, который преобразовался в универсальный язык науки.

Исламистские и древние источники соединяли с элементами католического богословия. Мусульманство, к тому же, чувствовал огромное воздействие индийской традиции. Активно развивалась астрология и во время Восстановления, когда снова были переоткрыты очень многие древние слова.

Картинка из «Часослова» барона Беррийского XV столетия, отображающая связь знаков зодиака с Гиппократовыми характерами в соответствии с «горячестью-холодностью» и «влажностью-сухостью» зодиакальных созвездий. Позднее в истории бывали и прочие всплески внимания к старым учениям.

К примеру, во 2-й половине XIX — конце ХХ столетия на Востоке активно развивался оккультизм, спиритизм и мистика, а после Первой мировой войны пришел так именуемый нью-эйдж — смесь церквей и сокровенных течений, в ряду которых значительное место занимала и астрология. В общем же астрология занимала людей в течение всего развития восточной культуры, выделяет Катюша Зоря.

Факт 3: Раньше астрология являлась наукой. Астрологические представления длительное время являлись вполне академическими, сама же астрология была крепко сопряжена с астрономией, арифметикой, натурфилософией и медициной. Астрологию вместе с иными дисциплинами даже исследовали в институтах, а астрологические наблюдения стали огромным подспорьем для грядущих не менее жестких исследовательских работ вселенной. Очень многие специалисты, которых мы помним и сегодня, вполне верили астрологии.

В XVIII столетии астрологию зачеркнули из ряда наук. Все дело в том, что в дни Просвещения и на фоне серьезного развития натуральных наук и техники специалисты изменили сами аспекты, по которым какие-то идеи можно представлять познанием.

По словам голландского доктора религиоведения Коку фон Штукрада, дело в том, что главной академической парадигмой стал так именуемый конкретный эмпиризм — представление о том, что познания о мире можно и надо получать через подходящий человеку опыт, телесное знание, наблюдения.

Эмпиризму привычно отречение любой эзотерики или мистики — другими словами всего того, что предлагает узнавать мир или делать пророчества через взаимодействие с незаметными тайными силами. Тем не менее, потом, когда специалисты открывали радиоволны или фотонные процессы, которые нельзя смотреть нашими органами ощущений, это отношение к сокрытым силам изменялось.

Сегодня астрология как и прежде не удовлетворяет жестким аспектам научности: нет абсолютно никаких доказательств, что положение дальних звезд сравнительно Земли как-нибудь соединено с тем, что делается, к примеру, в вашей собственной жизни.

При этом очень многие люди продолжают думать астрологию одной из наук. К примеру, по изучению, произведенному Государственным академическим фондом США в 2014 году, четверть американцев считают, что астрология — это наука или что-нибудь ближнее.

Более всего подобных решений дали юные американцы 18–24 лет: выяснилось, что в их числе 58% делят это ложное мнение. Всю информацию про знаки гороскопа можно найти на сайте gadanie-da.ru.

Факт 4: В СССР также распространялись сокровенные учения и практики. И это невзирая на безбожную пропаганду и серьезную пропаганду науки (например, в 1980 году издание издания «Наука и жизнь» составлял 3 млн единиц).

Тем не менее, согласно заявлению Катерины Зори, как раз пропаганда науки в том виде, в котором ее можно было смотреть в СССР, влекла к популяризации эзотерики. Все дело в том, что в русской пропаганде магия довольно часто давалась как предтеча науки, выделяет Катюша Зоря, и ее слава была не такой плохой (лучше, чем у церкви, к примеру). Магия (в отличии от церкви) оставалась значительной частью детской литературы, был даже автономный жанр магической сказки.

Помимо этого, в советских популяризаторских текстах был распространен романтичный вид научного работника, который в одиночестве, противостоя государству и сообществу, занимается собственным загадочным занятием.

Действительно наука смотрится совершенно не так, она всегда предполагает партнерство и общую работу многих экспертов, подчеркивает Катюша Зоря. Но несмотря на это данная модель, оказавшая огромное воздействие на русскую интеллигенцию, прекрасно подходила для занятий оккультизмом.

В СССР разбирали и мистическую литературу: она шла в самиздате. Это были и трансфертные книжки, пробивавшиеся через металлический занавес, к примеру создания Карлоса Кастанеды или слова из стран Азии, которые являлись благодаря русским ориенталистам.

Ориенталистика вообще сыграло огромную роль в распространении эзотерики — и в РФ, и на Востоке, выделяет Катюша Зоря. В самиздате перепечатывали и сокровенную литературу конца XIX — начала ХХ столетия, к примеру теософов или рериховцев. Были и прямо русские изобретения, к примеру труд «Роза Мира» Даниила Андреева, написанный в сталинских тюрьмах.

За падением советского режима и сопряженной с ним цензуры стартовал расцвет переизданий текстов, которые однажды шли в самиздате.

Издавали французский оккультизм XIX столетия, викканскую литературу. Эзотерика так занимала наиболее различную аудиторию, что даже в Факультете философии РАН было издано несколько сборников статей и первоисточников, посвященных данной теме. Тем не менее, к началу 2000-х данный энтузиазм пошел на регресс, выделяет Катюша Зоря, и теперь в 2010-е на место эзотерики пришла поп-психология.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.