Канализационная машина (ассенизатор, криогенная машина) – машина для криогенной очистки помойных ям и сточных колодцев, транспортировки и дальнейшей выгрузки отходов. Машины созданы для работы с водянистыми отходами, не имеющими опасных и топких препаратов.
Первые криогенные канализационные машины сконструированы в предвоенные годы, их появление сопряжено с подъемом мегаполисов и усложнением сточных систем. В СССР первые криогенные машины вида ЦН-8, ЦН-12 и ЦН-15 на основе ГАЗ-АА и ЗиС-5 запущены в производство в 1939 г.
Канализационные машины делятся на 3 вида по агрегатированию:
На автомобильном автошасси;
Автотракторный прицеп;
Автомобильный прицеп.
Базой машины считается цистерна (бочка), в задней части которой размещен названый люк для присоединения приемочного шланга (рукава).
В нижней части цистерны находится ввод трубопровода от вакуумно-нагнетательной системы (вакуум-насоса) и определено сигнально-предохранительное устройство, отслеживающее уровень воды.
Насос имеет привод от коробки либо вала отбора производительности, или от своего двигателя. На автомашине могут применяться дополнительные детали: ящики для хранения протоков, рукавные барабаны, мини-краны и другие.
Работает канализационная машина так. Насос создает в цистерне тяга, с помощью чего в емкость через названый рукав вбираются некрепкие отходы.
Выгрузка отходов осуществляется самотеком либо с помощью лишнего давления, формируемого в цистерне насосом.
К главным данным автомашин относятся:
Емкость цистерны;
Глубь откачки отходов;
Время наполнения емкости;
Рабочее давление в цистерне (вакуум);
Характеристики автошасси – масса, скорость, производительность мотора и другие.
Сегодня производятся ассенизаторы емкость которого составляет от 2 до 13 куб. м, способные откачивать отходы с глубины до 4 – 6 м, обычное значение вакуума в цистерне составляет 0,08 МПа (приблизительно 0,78 атм.), время общего наполнения находится в краях 4 – 8 мин. Купить права на ассенизатор можно на сайте perm.on-prava.com.
В РФ самое большое применение считают канализационные машины российского производства от автозавода КАМАЗ, Уральского автозавода специальной техники (УЗСТ), Арзамасского автозавода общественного автомобилестроения («КОММАШ»), Мценского автозавода «КОММАШ», Курганского автозавода автодорожных автомашин «Кургандормаш» и определенных иных. Также на рынке показаны машины чешского производства KOBIT, китайские YTO и прочие.
С 1940-х по 1970-е годы обширно применялись машины без вакуумного насоса: тяга в цистерне формировалось с помощью ее объединения с впускным коллектором мотора авто. Давление, нужное для опорожнения цистерны, формировалось подачей выхлопных газов. В СССР машины такого вида (серия АСМ) производились до конца 1970-х годов.