d149c1b3

Что такое психосоматика

В 80—90-е годы прошлого столетия у нас в факультете работал крайне знаменитый специалист по психологии доктор Ю. М.Соколов. Ему принадлежала концепция «саногенного мышления».

Ее резон сближался к тому, что если раздумывать верно, разводить отличные эмоции и сражаться с слабыми, то можно отвести большое количество болезней. Нужно признать, что для неокрепших интеллектов молодых докторов его концепция смотрелась очень убедительно…

Способны ли эмоции оказывать влияние на состояние здоровья? Точно да. Быть причиной — нет.

Отрицательные эмоции активизируют симпатическую центральную нервную систему, что, к тому же, ведет к увеличению кровяного давления, повышению частоты пульса и спазму сосудов.

Всем установлены истории, когда на фоне, к примеру, испуга или бешенства у людей бывали инсульты и инфаркты. Повторю: эмоция в такой ситуации не причина заболевания, а только инициирующий момент, триггер.

В некоторых случаях отрицательная эмоция, разумеется, будет и причиной заболевания. К примеру, если со злобы врезать кулаком по стенке, можно разломать руку.

Вот вам вполне четкая причинно-следственная зависимость. К слову, не нужно забывать и о существовании обратной связи.

Часто причиной отрицательных эмоций становятся постоянные физические мучения. Вспомните Бабу-ягу с костный ногой — вероятно, она была бы крайне симпатичной бабулькой, если б не постоянная боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф? Это даже не миф, это просто устаревшая студенческая шуточка. Общая выдержка звучит так: «Все болезни — от нервных окончаний, и лишь 5 — от любви» (подразумевается 5 традиционных венерических заболеваний).

Тем не менее, приобретенный стресс — на самом деле истинный момент риска развития по меньшей мере сердечнососудистых болезней. Несколько месяцев назад с помощью позитронно-эмиссионной томографии (точного изучения, позволяющего исследовать разменные процессы в разных материях) специалисты обнаружили механизмы, трансформирующие стресс в затяжное нагноение, которое, к тому же, служит главным механизмом развития атеросклероза.

Психосоматическое расстройства: какие причины и механизмы их возникновения? Психосоматика курсы — это команда заболеваний, которые выражаются физическими мучениями (другими словами признаками болезней внешних органов), однако их основная причина все-таки прячется в проблемах со стороны рефлекторной системы.

К ним относят целый диапазон желудочно-кишечных расстройств (активная гастрическая диспепсия и синдром возбужденного кишечного тракта), фибромиалгию (специфичный болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (чувство нехватки воздуха и необходимость в нередком дыхании) и очень много чего еще.

То, как сопряжены между собой психологические мучения и соматические признаки, объясню на примере самой распространенной претензии, с которой больные идут к кардиологу — чувства ускоренного биения сердца. Стенокардия (систематический пульс) в порядке появляется, когда нужно отреагировать на наружный возбудитель, к примеру бежать от опасности.

В этом случае мускулам нужно больше крови, стало быть, сердце должно увеличить частоту сокращений. Однако когда опасность проходит, пульс нормализуется.

Больной с невротическим расстройством на вид безмятежен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно нагонять, однако мозг дает сигнал: «Ты в опасности, сбегай!»

В итоге активизируется симпатическая центральная нервная система, улучшается давление и учащается пульс.

Больной ощущает себя плохо… В такой ситуации лечить тахикардию как автономный признак как минимум несуразно — нужно лечить само невротическое заболевание, при этом лечить подобных больных должен не кардиолог, а врач или врач.

Что же касается детской психосоматики, поведаю вторую историю. Не так давно на прием пришла девушка.

Она смотрелась крайне обеспокоенной и всегда старалась меня допросить о состояние здоровья собственного супруга, впрочем, по моим представлениям, ее супруг вполне мог сам придти на прием.

В общении оказалось, что супруг (очень много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома регулярно орет на супругу и ребенка, при этом еще с успехом жонглирует собственным высоким давлением, однако лечиться не желает.

В середине нашей встречи девушка спросила, нет ли у меня на примете отличного невролога, специалиста по детским тикам… Стоит возобновлять рассказ? По моему мнению, не нужно быть медиком Хаусом, чтобы осознать элементарную вещь: абсолютное большинство временных неврологических и невротических признаков у детей — это неприятность с опекунами.

Систематизации психосоматических расстройств мне не нужны в ежедневной работе, и про «чикагскую семерку» я в первый раз узнал из-за этого вопросу. Прочел и испугался. Разве в 21 столетии кто-то серьезно может оценивать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти 7 болезней с указанием их подлинных причин:

Артериальная гипертензия — заболевание, в базе которого находится генетическая расположение, реализуемая десятком особых обстоятельств (табакокурение, лишний вес, злоупотребление солью, гиподинамия, увеличение уровня сахара и холестерина и тому подобное). Стресс — только один из обстоятельств риска, однако далеко не основной.

Язвенная болезнь желудка и дуоденальной кишки — заболевание, причина которого очень хорошо исследована еще в середине XX столетия.

Воспалительные заболевания кишечного тракта (неособенный язвенный зябнет и болезнь Крона) — команда воспалительных аутоиммунных болезней с генетической расположенностью.

Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую расположение. Напряженный момент только в отдельных случаях вполне может быть причиной обострения.

Астма — затяжное воспалительное заболевание с отчетливой генетической расположенностью. Время от времени стресс может содействовать обострению, а время от времени и напротив — активизация симпатической рефлекторной системы ведет к расширению бронхов.

Тиротоксикоз (гиперфункция щитообразной железы) — традиционное аутоиммунное заболевание, в базе которого находится выработка антител к материям щитообразной железы. Тут горе-психологи вообще перепутывают причину и следствие. Тиротоксикоз сильно меняет характер человека — он является слезливым, запальчивым, нервным. После исцеления тиротоксикоза психологические проявления целиком уходят.

Ревматический артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается зависимость генетических и заразительный обстоятельств). Но стресс здесь в точности ни при чем.

Болезнь Паркинсона появляется из-за рвения к наблюдению? Аденоиды у детей возникают, когда они ощущают, что опекуны их не обожают?

Данные образцы — плод беспрестанного воображения диванных специалистов по психологии. У обоих заболеваний есть намного более ясные этиологические условия, впрочем и не до конца исследованные.

А психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (активная диспепсия, синдром возбужденного кишечного тракта) на самом деле свойственны для людей боязливых, беспокойных и уверенных внутри себя. В древности даже была побасенка: любой невротик — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Тоска — это также психосоматика? Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это далеко не психосоматика, это чистая «психика», другими словами истинное тревожное невротическое расстройство, в рамках которого больной нескончаемо ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безопасным признакам.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств? Больные с психосоматическими расстройствами могут навещать медицинских работников любой квалификации. У кого-то болезни выражаются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то дурнотой, блевотой и поносом, а у определенных — болевыми синдромами.

Основной диагностический критерий — исследование, нередко многократное — не дает возможность увидеть никаких симптомов естественного заболевания. Как раз данный факт должен навести на идея о потребности консультации с психиатром или психоаналитиком.

База диагностики — речь с больным. Лишь на основании того, как больной объясняет претензии, можно призадуматься о присутствии психосоматических расстройств.

Если медицинский работник обладает необходимым временем для проверки факторов, сопряженных со стартом или обострением заболевания, если обнаружит элегантные слова для проверки психотравмирующих ситуаций, то иллюстрация болезни начнет вырисовываться.

Как лечить психосоматику? Это целиком зависит от обстановки; суждение «психосоматические расстройства» чересчур большое. В легких случаях специфичное лечение вообще не требуется, довольно подробной беседы врача с больным и объяснения сущности случающегося.

Все дело в том, что иногда больного беспокоят не столько сами признаки, сколько безвестность и предположение на солидные естественные заболевания. Если пояснить, что за «ощущением неполноценного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят естественные болезни сердца и легких, многих больных это вполне утолит.

В некоторых случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и прочие) самостоятельно может установить психотропную терапию, если он может, разумеется, это делать.

Если интернист ощущает, что больному необходима солидная смешанная терапия, то лучше подключить к излечению психиатра, в связи с тем что фармакопсихология достаточно трудна и запас медицинских препаратов разнообразен. Предпочтительно советоваться не только с психиатром из областного диспансера, а с экспертом, имеющий опыт работы как раз с психосоматическими больными.

Терапия (другими словами лечение в разговорном жанре) вполне может быть очень нужна многим больным с психосоматическими расстройствами.

А что больному в точности не нужно — это тень лечения с применением пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» медицинских препаратов и тому подобное.

Способны ли психосоматические заболевания с годами видоизмениться в соматические патологии? Практически невозможно. Возвратимся в начало. Причинами риска они могут быть, причиной — нет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.