d149c1b3

Кассовые аппараты

Верховная Рада Украины IX созыва уже в первый день своей работы, 29 августа, сгенерировала два законопроекта в экономической сфере, которые имеют все шансы или изменить страну, став одним из пунктов обещания президента Владимира Зеленского о «государстве в смартфоне», или же вызвать обвал малого бизнеса и недовольство рядовых украинцев из-за роста цен.

Законы о кассовых аппаратах и «стукачах». Речь идет о законопроектах №1053-1 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и №1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг». Хотя оба документа успели стать предметом обсуждений и критики, оба они были уже приняты в первом чтении 10 августа и ожидают поправок и второго голосования.

Вкратце, суть обоих взаимосвязанных законопроектов сводится к изменениям в сфере применения регистраторов расчетных операций (РРО) или. проще говоря, кассовых аппаратов. В документах предлагается изменить правила их применения, расширив сферу их применения, дополнить перечень программными РРО, что позволит внедрить электронный чек и, одновременно, увеличить ответственность предпринимателей за нарушение порядка пользования РРО.

Особое недовольство у бизнеса вызвали нормы закона, которыми потребители получат право инициировать проверку продавца касательно возможного нарушения им порядка проведения расчетных операций при покупке на сумму свыше 100 гривен.

Если проверка докажет правоту потребителя, он имеет право на компенсацию за счет штрафных санкций, наложенных на предпринимателя, в размере 100% от покупки. Как следствие, получается механизм давления на малый бизнес за счет обращения потребителей в фискальные органы по факту возможных нарушений при расчетах и легальные основания для налоговиков для проведения проверок.

В случае подтверждения нарушения предпринимателем порядка расчета, его ждет штраф, но не 1 гривна, как сегодня, за первое нарушение и 100% от стоимости проданного с нарушением товара, а куда выше.

Предложенные законопроектом штрафные санкции за такие нарушения начинаются со 150% от стоимости проданного с нарушением товара. В 2-10 раз вырастут штрафные санкции за отдельные нарушения, например, если сегодня расчет через кассу без предварительного программирования названия, цены товара и их количества обойдется штрафом в 85 гривен, после принятия законопроекта №1053-1 санкции вырастут до 850 гривен.

Неудивительно, что у некоторых экспертов законопроект получил нелестное наименование «закона о стукачах». В Государственной регуляторной службе Украины отмечают, что подобные нормы несут в себе значительные коррупционные риски за счет использования этого механизма фискалами, недобросовестными конкурентами или просто покупателями из личных неприязненных отношений.

Сами авторы законопроекта считают, что таким образом они облегчают жизнь предпринимателю, предоставив право выбирать классический или программный электронный РРО, упрощение процедуры его регистрации, легализацию расчетных операций и повышение уровня защиты прав потребителей.

Электронный чек для всех? «Фишкой» законопроекта №1053-1 его авторы явно видят внедрение электронного чека посредством установки программных РРО, которые, будучи зарегистрированы через электронный кабинет, смогут осуществлять передачу всей необходимой документации в режиме онлайн. Потребитель же сможет получить электронный чек, например, «с воспроизводством на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций QR-кода».

Такая привлекательная на первый взгляд идея подверглась серьезной критике со стороны Государственной регуляторной службы Украины, указавшей, что:

— документ не содержит законченного механизма проверки потребителем подлинности и достоверности расчетных документов;

— предложенный механизм контроля должен использовать электронный кабинет, но его создают для взаимоотношений между плательщиками налогов и фискалами, то есть потребители туда доступа не имеют и потому необходимо создание отдельного электронного сервиса.

Но перечень претензий к электронному чеку у ГРС этим не исчерпывается. Как сообщают эксперты службы со ссылкой на Государственную фискальную службу, в Украине зарегистрированы 8 моделей программных РРО, однако сделано это было без проверки соответствия надлежащей документации, эталонных образцов. К тому же, в настоящий момент их используют в экспериментальном проекте ГФС по созданию электронного чека, который планируется завершить 31 декабря 2019 года.

Наконец, внедрение электронного чека может столкнуться с элементарными техническими проблемами наличия Интернета, так Министерство цифровой трансформации обещает 100% покрытие территории Украины 3G- и 4G-связью с доступом к широкополосному интернету во всех населенных пунктах до 2023 года.

Еще одной претензией бизнеса к законопроектам является «переходный период» с 1 января по 31 декабря 2020 года, устанавливаемый для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) на единой группе налога 2-4 групп, доход которых не превышает 1 млн грн в год. На протяжении года они могут не использовать РРО. Однако на самом деле назвать это уступкой нельзя, ведь сегодня без РРО могут работать ФЛП этих групп с оборотом в год до 1 млн грн, за исключением отдельных категорий, вроде аптек, ювелирных салонов, магазинов бытовой техники, заведений общепита, туризма и ряда прочих.

Проще говоря, с 2021 года все предприниматели, чей оборот превышает 300 тыс. грн – ограничение для 1-й группы плательщиков единого налога – обязаны будут обзавестись регистраторами расчетных операций.

Между тем с учетом девальвации гривны, роста потребительских цен 300 тысяч гривен оборота в год для многих украинских предпринимателей сегодня слишком малая сумма для того, чтобы стимулировать заниматься предпринимательской деятельностью, а при переходе же во 2-ю группу усиливается и фискальное давление.

Так, если в 2014 году при курсе в 8 гривен за доллар и требованию по оборотам в 150 тыс. грн в год предприниматель 1-й группы единого налога получал доход в 18,75 тыс. дол. США, сегодня это порядка 12,1 тыс.

Наконец, в той же Государственной регуляторной службе подсчитали, что с учетом числа предпринимателей 2-4 групп единого налога и порядка 20 тыс. грн, необходимых на покупку РРО, учебу персонала, поддержку работы РРО в течение года, малому бизнесу придется потратить на реализацию законодательных инициатив 22,35 млрд грн. В подобной ситуации велик риск, что затраты будут перенесены на плечи потребителя, или проще говоря, вырастут потребительские цены.

«Цена ошибки в слове – иногда миллион». Сам малый бизнес воспринимает законопроекты, как очередное наступление на систему единого налога, введенную в 1998 году и позволившую в рамках упрощенного налогообложения выживать и понемногу развиваться.

«Помню, как приходилось вести дела до этого – общая система налогообложения требовала учета доходов и расходов, выплаты налога с прибыли, а как их посчитать, когда операции в торговле осуществлялись за наличный расчет без документов? Вот и находились «решалы», которые за 50-100 долларов «решали» вопросы с налоговой. 1998 год изменил эту ситуацию, но налоговики с тех пор не раз пытались добиться отмены единого налога, так же ситуация выглядит и в этот раз», — считает предприниматель из Киева Сергей, занимающийся ломбардным бизнесом.

По его словам, и существующая система РРО не лишена недостатков, главная из которых – полная зависимость бизнеса от ГФС и фирм, осуществляющих программирование кассовых аппаратов.

«Покупаю я кассовый аппарат и иду с ним в ГФС по своему налоговому адресу – здесь я получаю адрес фирмы, которая обязана внести данные в этот аппарат, и сами данные, которые на специальном бланке заполнены рукой сотрудника налоговой. На каком-то из этих этапов может случиться ошибка: в ГФС или на фирме при заливке данных могут ошибиться, но посмотреть, правильно ли все заполнено и лезть внутрь аппарата я не имею права.

Между тем если обнаружится ошибка – отвечать буду я. В этой связи мне памятен случай, когда после очередных законодательных изменений надо было внести данные в название фирмы в аппарате, однако на фирме по обслуживанию РРО это сделать забыли. В результате это было приравнено к невыдаче чека и по тогдашним нормам мне «светил» штраф в 10-кратном размере от оборота за все время работы с подобной ошибкой, что тогда приближалось к миллиону гривен.

Слава Богу тогда имелась лазейка в виде отказа в доступе инспекции на проверку и все обошлось 80 гривнами штрафа. Штрафы с тех пор конечно уменьшили, но человеческий фактор никуда не делся и платить за чужую ошибку не хочется», — признается Сергей.

Хотя инициаторы законопроектов и не приводят в числе доводов в пользу документов желание пополнить бюджет, это косвенно звучит за счет заявленной детенизации оборота наличных средств. Собственно, одним из постоянных упреков чиновников к малому бизнесу является использование его в схемах крупного бизнеса по минимизации налогов. Если нужны кассовые аппараты советуем заглянуть на сайт patentspb.com.

Между тем, по результатам исследования Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine, совокупные потери бюджета от использования схем с ФЛП, например, оформления штатного работника частным предпринимателем или занижения оборотов, оцениваются в 6-9,5 млрд грн в год. В то же время только на манипуляциях с НДС эксперты оценивают потери в 7-9 млрд грн, контрафакте – от 10 до 12 млрд, рекордной по-прежнему остается контрабанда – 63-93 млрд грн.

«Бизнес невероятно трудно вывести из тени и легко туда загнать. Каждый шаг, усложняющий работу предпринимателя или процесс покупки для потребителя, отпугивает покупателя и заставляет искать другие пути предпринимателю, проще говоря, если соблюдение закона ведет к убыткам для бизнеса, очень вероятно, что он его просто не будет соблюдать и уйдет в «тень», — считает Сергей.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий